Центр нанотехнологий
Центр высшего образования
Центр общего образования

Поиск

RSS-материалНовости Академичecкого университета

21.10.2017
 
 
НЕМНОГО ФИЗИКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ТЕННИСУ
 

   

Большую фору по настольному теннису дает своим юным ученикам один из старейших преподавателей ФТШ, кандидат физико-математических наук Геннадий Владимирович Михайлов. К нему на факультатив приходят по субботам больше двадцати пяти школьников. И что ни урок, то турнир. Пусть маленький, совсем камерный, но зато - со всей горячностью спортивного азарта.

 
 

- Я счастливый человек, потому что, занимаясь с детьми, ощущаю свой возраст, но при этом я их обыгрываю и понимаю, что могу. В то же время я тренирую баскетболистов старше себя, которым 75 и больше. Мы через два года даже собираемся открывать группу "80" на чемпионате мира в Финляндии. Иногда я играю с ними, они посмеиваются: "Пацан!", но при этом слушаются, потому что я все-таки числюсь, хоть и не первым, но тренером.

- НЕ МОГЛИ БЫ ВЫ, ГЕННАДИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ, ПЕРЕЧИСЛИТЬ ГЛАВНЫЕ СВОИ СПОРТИВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ?

- Я - чемпион Европы по баскетболу, причем у меня весь комплект медалей есть - бронза 2008, серебро 2010 и золото 2012. А еще - вице-чемпион мира по баскетболу 2015. Ну а на Олимпийских играх - Мaster Games-2017 в Новой Зеландии - шесть участников физтеховского клуба получили 16 медалей, из них - три моих: две золотые, одна серебряная. Так что меня можно величать чемпионом Олимпийских игр по настольному теннису среди ветеранов-любителей категории "70-75". Бронзу в баскетболе я получил в 60 лет, серебро - в 65, и золото - когда участвовал в команде "70". Такая вот статистика.

- ТАК ЧТО, МОЖНО СКАЗАТЬ, ВЫ В СПОРТИВНОМ МИРЕ - ЧЕЛОВЕК ИЗВЕСТНЫЙ?

- Ну, я бы не сказал, что такой уж известный, потому что Спорткомитет не очень признает макси-баскетбол, хотя и отчитывается нашими результатами. Настольный теннис нашей возрастной категории для них вообще не существует. А ведь завоевать вшестером 16 медалей по настольному теннису, это был просто потрясающий результат!

- ВЫ СТОЯЛИ У ИСТОКОВ ФОРМИРОВАНИЯ СПОРТИВНОЙ ЖИЗНИ ЛИЦЕЯ. С ЧЕГО ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ?

- Лицей зародился внутри Физтеха. И с легкой руки одного из отцов-основателей Лицея и моего хорошего друга Игоря Александровича Меркулова я тоже приобщился к этому делу. Идея эта постепенно вызревала, и много было вариантов, вплоть до организации политехникума внутри Позитрона. Но в конце концов это началось тридцать лет назад с двух классов 74-й школы на Болотной, где лицеисты прожили два года. Потом они перебрались в столовую Политеха. Я тогда участвовал в делах школы просто "собственными ручками". На одном из коммунистических субботников в апреле мы выстраивали в столовой перегородки, делали классы. Таскали туда стройматериалы. Я во все времена приветствовал именно такие варианты работы на субботниках, когда создается что-то практическое. Вот мы в ФТИ сейчас тренируемся в залах, которые мы точно так же сделали своими руками на апрельских субботниках. Две-три лаборатории вместо того, чтобы грести листочки в Сосновке, перестраивали старые механические мастерские в спорткомплекс, который жив до сих пор. И у нас его не отняли. Школа прожила довольно много лет в здании бывшей столовой. Затем усилиями Жореса Ивановича создалось движение в поддержку идеи, что надо иметь собственное здание. И, когда объявили тендер, я даже входил в комиссию, которая решала - кто будет это здание строить. На удивление, "Академстрой" проиграл тендер. Финны тоже проиграли потому, что у них было дорого. А выиграли - турки. И в 1999 году эта первая часть вошла в строй.

- А В ОБСУЖДЕНИИ ПРОЕКТА ВЫ УЧАСТВОВАЛИ?

- Участвовал... И тут как раз мы приближаемся к спортивным делам. Много лет мы мечтали о спортивном комплексе в Физтехе, и у нас выработалась определенная практика работы и со спортивными органами, и с руководителями. И когда разрабатывался проект, мы в ту часть, где предполагался спорткомплекс, умышленно натолкали все, что только можно, чтобы оттуда кое-что выкинули, но остались бы большой зал и бассейн. Мы в первом варианте вставили туда корт для того, чтобы его оттуда сразу бы выкинули. Там было еще четыре зала. Один из них Жорес Иванович потом забрал под театральный зал-аудиторию. Но спорткомплекс выжил в жизнеспособном виде благодаря уникальному проекту архитектора Владимира Максимовича Фрайфельда, откуда трудно было что-то выкидывать. В конце концов срезали один этаж, а спорткомплекс остался в границах, которые нас очень устраивали. Сейчас там есть и бассейн, и большой зал, где играют в баскетбол и в футбол, и теннисный корт, и тренажерный зал. В первый же год директор Лицея Яков Давыдович Бирман принял мое предложение о факультативе для школьников по настольному теннису. И у меня теперь здесь проходят занятия по субботам в свободное от работы время - и с детьми, и со взрослыми. И это продолжается уже восемнадцать лет! (Впрочем, работал я здесь несколько лет и заместителем директора по экономике. Такая была придумана должность для взаимодействия с финансово-экономическим управлением Российской академии наук).

- КАК ОРГАНИЗОВАНА ФИЗКУЛЬТУРНАЯ РАБОТА В ЛИЦЕЕ?

- У школьников есть обязательные занятия два раза в неделю. Кроме того, каждый выбирает один из факультативов. Это может быть баскетбол, волейбол, настольный или большой теннис, плавание или какие-нибудь экзотические виды. Например, фрисби. Дети восьмых-девятых классов освобождены от зачетов. Им засчитывается минимум 50 процентов посещений. А вот для старшеклассников зачет обязателен в каждом полугодии.

 
 

- ЭТО ТРУДНАЯ ЗАДАЧА?

- Ну, к примеру, на моих занятиях для этого надо выиграть три-четыре турнира маленьких. Выиграл турнир - уже у тебя есть хорошая основа для зачета. Ну а если не хочешь участвовать в турнире, тебе надо обыграть преподавателя.

 

- ВАШИ УЧЕНИКИ ГОВОРЯТ, ЧТО ВЫ ИНОГДА ПОДДАЕТЕСЬ. ЭТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ТАК?

- Нет, не поддаюсь. Просто у меня занятия по теннису проходят после баскетбола. Я уже прихожу слегка потрепанный. Ну а когда речь идет о зачете, я, конечно, учитываю разницу в классе. Понятно, что эти дети не очень приспособлены к спортивным занятиям. В этом году у меня много новичков, которые просто ракетку впервые взяли в руки. Но те, кто учились у меня раньше, спустя годы начинают меня обыгрывать. И это понятно: все-таки разница в возрасте - сорок лет. Новички в целом приходят ко мне в физически не очень хорошем состоянии. Но у меня для них придумано много всяких поблажек. Мы играем с форой. Им для победы надо набрать половину очков по сравнению со мной. Правда, иногда фора доходит до 10-ти в игре до 11-ти. При такой форе мне выиграть уже трудно. И это выглядит так, что я вроде бы поддаюсь... (смеется). Игра ребят привлекает, особенно в начале, когда они не набрали еще "хвостов" по учебе. В планах у нас - игры школьников с преподавателями и со студентами. Большинство выпускников ФТШ будет играть. Я поначалу с грустью смотрел на нашу компанию, но вот вчера пришел еще один новенький, уже чуть-чуть получше играющий. Так что, может быть, команде школьников моя помощь как игрока не понадобится.

- К ВАМ, НАВЕРНОЕ, ДЕТИ С УДОВОЛЬСТВИЕМ ИДУТ?

- Идут-то идут. Но все же они недооценивают сам вид спорта. Между тем, как мне рассказал один из старших коллег, он прочитал в каком-то французском источнике, что настольный теннис - один из самых энергозатратных видов спорта. Затратнее его только бадминтон. На занятиях я заставляю ребят напрягаться, убеждая их в том, что это им самим надо.

 
 

- ЧТО РАЗВИВАЕТ НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС ИЗ НАВЫКОВ ФИЗИЧЕСКИХ?

- Развивает все. Ты стремишься сыграть оптимальным образом. А чтобы было интересней, я периодически привлекаю в качестве комментария их любимую физику... В свое время я и физику преподавал, и на подготовительных курсах работал, поэтому с психологией этих ребят хорошо знаком. Стараюсь раскрыть им физическое понимание игры, идет ли речь о натяжении сетки или, к примеру, о траектории полета шарика. Ракетка, резинка, трение, сила удара, угол, подкрутка - все это можно осмыслить с точки зрения физики. И это их тоже увлекает.

- ЛИЦЕЙСКАЯ КОМАНДА ТЕННИСИСТОВ ИГРАЛА ЛИ КОГДА-НИБУДЬ НА ГОРОДСКОМ УРОВНЕ?

- Нет... В Лицее уровень ребят, даже прилично играющих, для городских соревнований недостаточен. Я ведь - не профессиональный тренер. Учу примерно так же, как меня учили. Немножко литературы читаю, в интернет заглядываю. По большому счету городские соревнования - это уже ребята-профессионалы, которые начинают приобщаться к спорту с пяти-шести лет.

- А ВЫ САМИ КАК В СПОРТ ПРИШЛИ?

- Со школьных лет занимался общими видами и баскетболом. Теннисом увлекся в девятом классе. Потом в Ленинградском госуниверситете продолжил заниматься и настольным теннисом, и баскетболом. У нас в Физтехе за лабораторию мне приходилось выступать во всех видах спорта - лыжи, легкая атлетика, баскетбол, волейбол... В своей жизни я, пожалуй, не занимался лишь спортивным плаванием и фехтованием. Но этот пробел восполнили мои сыновья. Денис - мастер спорта по плаванию, Александр - кандидат в мастера по фехтованию.

- КАК НА СОБСТВЕННОМ ПРИМЕРЕ ВЫ ОЩУЩАЕТЕ ПОЛЬЗУ СПОРТА ДЛЯ СВОЕЙ ОСНОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ?

- Тренировки заставляют распределять время. Многие годы я вынужден был заниматься множеством дел и в профкоме, и в спортсовете Физтеха, а потом в течение одиннадцати лет работал заместителем директора института. У меня был год сидячей работы, потому что мне, физику, надо было переучиться на специалиста по экономике. Был период, когда мне грозила операция на ногах. Но меня спасли баскетбол и дети сотрудников, которые приходили в уже готовый спорткомплекс, и я играл с ними один против двоих, а то и троих. И самое удивительное, что через год вопрос об операции отпал.

- ГЕННАДИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ, МЫ ВСТРЕТИЛИСЬ В КАНУН 30-ЛЕТИЯ ЛИЦЕЯ. КАК БЫ ОХАРАКТЕРИЗОВАЛИ ЕГО СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ?

- Я считаю, что это учебное заведения дает уникальное образование. Правда, дети здесь все-таки немного перегружены. Но тем не менее эта учебная нагрузка, спортивная и культурная в том числе, заставляет их как-то организовываться. Потом в жизни им это очень поможет. Помимо спортивных факультативов, у них еще большое количество факультативов научных. Все это приносит большие плоды. Как-то директор Лицея Михаил Георгиевич Иванов не смог поехать со школьниками на традиционный майский слет и попросил меня поехать с его классом. И вот сидим мы около костра, ребята готовят еду. И одновременно у них разгорается спор по математике. Скажу честно: вникая в их спор, я при своем университетском образовании мало что понимал. Думаю, уровень преподавания здесь немножко даже зашкаливает в плане необходимости этих знаний. Но совершенно очевидно, что Лицей шаг за шагом уверенно воплощает свой девиз - "Воспитать ученого-исследователя". Многие молодые, начав образование здесь, потом идут в Физтех. И уровень этого пополнения вселяет большие надежды.

 

 

Беседовал Олег Сердобольский

Фото Юрия Белинского

 

 

18.10.2017
 
 
Логотип Академического Университета
НАУЧНЫЙ СЕМИНАР ЦЕНТРА НАНОТЕХНОЛОГИЙ

М.В. Жуков

(Институт Аналитического приборостроения РАН)

 

Наноструктурированные зонды для сканирующей силовой микроскопии:создание, исследование, применение

(по материалам диссертации)

18 октября• среда • 16:00 • Конференц-зал СЛК (к. 627)

Формат: 30 минут выступления и далее вопросы/ответы

Приглашаем Вас и Ваших коллег принять участие в семинаре

 

 
 
11.10.2017
 
 
Логотип Академического Университета
НАУЧНЫЙ СЕМИНАР ЦЕНТРА НАНОТЕХНОЛОГИЙ

А.Р. Губайдуллин

(Санкт-Петербургский Академический Университет)

 

Исследование скорости спонтанного излучения в фотонных наноструктурах

(по материалам диссертации)

11 октября• среда • 16:00 • Конференц-зал СЛК (к. 627)

Формат: 30 минут выступления и далее вопросы/ответы

Приглашаем Вас и Ваших коллег принять участие в семинаре

 

 
 
05.10.2017
 
 
ТАЙСКАЯ ПРИНЦЕССА НЕ РАССТАВАЛАСЬ С ЗАПИСНОЙ КНИЖКОЙ
 

   

Справедливость поговорки "Точность - вежливость королей" подтвердила своей пунктуальностью ее королевское высочество принцесса Таиланда Маха Чакри Сириндон. Ее утренний визит в наш Академический университет начался пятого октября минута в минуту - в 08.30. А вот закончился он немного с нарушением графика из-за большого интереса высокой гостьи к этому учебному заведению.

 
 

В Академическом университете принцесса появилась в очень скромном, будничном костюме, с фотоаппаратом на груди и с большой записной книжкой в руках. С ней она не расставалась ни на минуту, постоянно делая какие-то записи. Было очевидно, что для нее это - не визит вежливости, а место, где ей интересно буквально все.

 
 

Ее знакомство с жизнью учебно-научного центра, известного в мире как детище Нобелевского лауреата Жореса Алферова, началось с Физико-технической школы. Все общение здесь проходило исключительно на английском языке, на котором с принцессой и членами делегации общались не только проректор по международному и научному сотрудничеству Абгар Орбели и директор Лицея Михаил Иванов, но и школьники старших классов.

 
 

Много времени провела высокая гостья у стендов, рассказывающих об учебе, международных связях и спортивной жизни воспитанников ФТШ.

У первого стенда Павел Архипов рассказал принцессе о достижениях лицеистов на олимпиадах разного уровня, в том числе и международных. Узнав о том, что сам Павел увлечен астрономией, принцесса поинтересовалась - а не будет ли он случайно на астрономической олимпиаде в Таиланде?

Эта олимпиада пройдет через месяц в городе Пхукете. Так что, возможно, там состоится продолжение их диалога.

- Буду, - кивнул юноша.

- И я там буду, - оживилась принцесса, которая, видимо, старается не пропускать такие события.

Эта олимпиада пройдет через месяц в городе Пхукете. Так что, возможно, там состоится продолжение их диалога.

Героем второго стенда, посвященного спортивной жизни ФТШ, неожиданно стал заместитель директора Лицея Константин Столбов. Школьница Рита Шиманская рассказывала принцессе, что несколько лет назад у них проходил сеанс одновременной игры с экс-чемпионом мира по шахматам Борисом Спасским.

- Вот здесь, - показала Рита на снимок, - Спасский играет с моим преподавателем Константином Михайловичем Столбовым.

- И как завершилась их партия? - спросила принцесса.

Ответ был весьма впечатляющим:

- Вничью.

 

У третьего стенда принцессу ждал сюрприз. На одной из фотографий она увидела себя в окружении юных петербуржцев.

- А не я ли это? - поинтересовалась она у Тимофея Сулимова, который давал пояснения к фотосюжетам.

- Конечно, это вы. Мы с вами уже встречались в Таиланде, - подтвердил Тимофей.

В прошлом году он вместе с товарищами по Лицею Игорем Чабаном и Михаилом Ракицким представлял на международной научной конференции в Таиланде свой проект по аэродинамике, который вызвал большой интерес. Там-то и состоялось знакомство принцессы с юными исследователями из Петербурга.

На память о посещении ФТШ ей была преподнесена большая фотография с изображением лицейского корпуса, на фоне которого, в утреннем тумане, угадываются фигуры лицеистов, идущих, наверное, к первому уроку. Не исключено, что эта фотография будет передана в новую тайскую школу примерно такого же профиля, как наша. Родственная физико-техническая школа была открыта два года назад под патронатом ее королевского высочества. В школу вложены большие ресурсы в надежде, что она станет уже в ближайшие годы одним из ведущих учебно-научных центров Таиланда, где будет учтен опыт подобных заведений из разных стран.

 
 

В большую свиту сопровождающих принцессу лиц вошел директор этой школы Тонгчай, у которого к этому визиту был особый интерес. Как сообщили мне в Лицее, две школы намерены наладить сотрудничество. Уже в феврале будущего года наши ребята поедут туда с докладами на международную школьную конференцию.

Члены тайской делегации познакомились с деятельностью высшего учебного заведения - Академического университета, узнали о спектре ведущихся здесь исследований, побывали в гермозоне. Пояснения здесь давали гостям в том числе и молодые ученые, которые прошли в одном учебно-научном центре путь от лицеистов до исследователей с учеными степенями.

 
 

Визит закончился обменом подарками. Принцессе была преподнесена, в частности, книга "Наука и общество" с теплой дарственной надписью ее автора - ректора Академического университета, академика Жореса Алферова. Накануне Жорес Иванович общался в тайской принцессой в Мариинском театре, где давал свое экзотическое представление Тайский театр масок "Кхон".

 
 

Сама поездка принцессы в нашу страну посвящена 120-летию установления дипломатических отношений между Таиландом и Россией. И, судя по трехчасовому визиту высокой гостьи в Академический университет, в продолжении и развитии этих связей есть немало перспектив и у нашей молодежи.

В память об этом знакомстве ее королевское высочество принцесса Маха Чакри Сириндон оставила в "Золотой книге" почетных гостей такую запись: "Спасибо за то, что я здесь побывала. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество".

 
 

Олег Сердобольский

Фоторепортаж Юрия Белинского

 
 
06.10.2017
Логотип Академического Университета

Цикл публичных лекций 2017

Наука и культура в XXI веке

6 октября, пятница • 15:15 Актовый зал

60 лет космической эры

    Академик РАН Д.А. Варшалович    член-корр. А.В. Иванчик

 

 

 

15.09.2017
 
 
ДИПЛОМАТАМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ
 

   

Урок дипломатии вне учебной программы прошел 13 сентября в Физико-технической школе, где состоялась встреча лицеистов с их ровесниками из Израиля. Гости - участники национальной программы "Молодые дипломаты", которая зародилась в стране шесть лет назад и объединяет юношей и девушек с активной жизненной позицией. Цель этой двухгодичной программы - развивать у школьников навыки общения, социальную вовлеченность, связь с миром бизнеса и высоких технологий.

 
 

Израильские дети уже дважды побывали по этой программе в Москве, а в нынешнем году впервые приехали в Санкт-Петербург. В расписании пятидневного визита - встреча с депутатами Законодательного собрания Санкт-Петербурга, посещение Эрмитажа, диалог с петербургскими сверстниками. На этот раз участниками диалога и оказались наши лицеисты.

Двухчасовая встреча началась у знаменитого "карандаша" - элемента архитектуры главного корпуса и осмотра портретной галереи академиков. Затем гости были приглашены в "Пушкинский зал", где порой обсуждают свои проблемы и нобелевские лауреаты - друзья и коллеги академика Жореса Ивановича Алферова. Здесь "дипломаты" показали динамичный и остроумный видеоролик "68 фактов из жизни Израиля", а хозяева представили в цифрах и фактах жизнь своего Лицея со всем его учебным спектром, вплоть до занятий спортом.

Десять лицеистов, свободно владеющих английским языком, пришли на встречу с израильскими школьниками, чтобы обсудить с ними целый ряд актуальных вопросов современной жизни. На повестке дня были, например, такие темы:

- Раннее начало профессиональной карьеры - хорошо это или плохо?

- Общественный долг и право на частную жизнь.

- Как влияют социальные сети на формирование мировоззрения молодежи?

- Возможно ли получить объективную информацию из СМИ?

Обсуждение каждой темы за рабочим столом продолжалось строго по таймеру в течение 15 минут. Затем группы менялись темами и продолжали дискуссию. Результатами этого общения со мной поделились два израильских школьника - Ноам Лиран (16 лет) из Ход-ха-Шарона и Яэль Яцкан (17 лет) из Шохама. Один из них проявляет глубокий интерес к системной инженерии, второй - к физике.

НОАМ: "Мы все - молодые люди и у нас довольно близкие интересы. Поэтому изначально у всех участников обсуждения была общая платформа, хотя выявились и некоторые разногласия. После обсуждения в чем-то мы сблизились, в чем-то остались при своем мнении. Но мы не так далеки друг от друга". ЭЯЛЬ: "Мы в принципе интересуемся одинаковыми вещами, будь то спорт или музыка. Но мы находимся в несколько разном положении. У нас в Израиле учатся 12 лет, и скоро большинство из нас будет призвано в армию. А наши российские сверстники после окончания 11-ти классов продолжат учебу в институтах и университетах. Но в принципе, когда мы общались и обсуждаем темы, которые были подняты, мы чувствуем, что можем договориться, прийти к общей точке зрения".

Знакомство с Лицеем и лицеистами произвело на моих собеседников хорошее впечатление, и они сказали, что им, вероятно, было бы здесь интересно учиться, если бы появились такие возможности. Таких прецедентов еще не было, но, как полагает директор ФТШ Михаил Иванов, такой вариант в перспективе не исключен, при условии, если претенденты докажут на вступительных экзаменах основательность своих намерений..

 
 

Один из граждан Израиля в нынешнем году уже попал в сферу уважительного внимания Ученого совета Академического университета. Минувшим летом здесь прошла церемония вручения диплома и мантии почетного доктора университета лауреату Нобелевской премии по химии, сотруднику кафедры биохимии Техниона (Израильского политехнического института) профессору Аарону Чехановеру. Он выступил тогда перед учеными, студентами университета и учащимися ФТШ с лекцией "Революция в персональной медицине: избавимся ли мы от болезней и какой ценой?".

И вот теперь участники программы "Молодые дипломаты" также включились в наведение мостов сотрудничества с российскими сверстниками.

 

Группу юных израильтян в этой поездке возглавляет председатель национальной школы молодых дипломатов Ицхак Элдан, который четыре десятилетия служил в министерстве иностранных дел Израиля, работал в США, Франции, Канаде, Дании, был послом Израиля в ЮНЕСКО и в Совете Европы. На этой встрече он предпочел не давать интервью, передав инициативу своим юным коллегам, которые, как и он, верны девизу: "Надо искать путь к людям и тогда все получится". Итог диалога молодежи двух стран подвел директор ФТШ.

 
 

- МИХАИЛ ГЕОРГИЕВИЧ, ВАШ ЛИЦЕЙ РАЗВИВАЕТ МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНТАКТЫ. У ВАС ХОРОШИЕ СВЯЗИ С АМЕРИКАНСКИМИ, ЮЖНОКОРЕЙСКИМИ УЧЕБНЫМИ ЦЕНТРАМИ. ЧЕМ БЫЛА ИНТЕРЕСНА ВСТРЕЧА С ИЗРАИЛЬСКИМИ ШКОЛЬНИКАМИ?

- Израиль - действительно особая страна для России. Найдите вторую такую, где, мягко говоря, значительную часть народа составляют выходцы из России. Так что такой интерес - вполне естественный, не говоря о том, что это колыбель мировых религий. Тоже не последнее дело.

- МНЕ ПОКАЗАЛОСЬ, ЧТО НАШИ РЕБЯТА В ЭТОМ ДИАЛОГЕ БЫЛИ НА ВЫСОТЕ И ТОЖЕ ПОКАЗАЛИ СЕБЯ КАК МОЛОДЫЕ ДИПЛОМАТЫ.

- Я к этому нормально отношусь и ничуть не волновался - смогут они или не смогут. Конечно, смогут. Это всегда было. Наша школа в свое время в единственном числе представляла Россию в Молодежном европейском парламенте. Вполне они там смотрелись из лучших - на общеевропейском уровне. Между прочим, когда началась перестройка, среди первых банкиров было заметное число физиков. Я думаю, что просто хорошее естественно-научное образование позволяет человеку во многих областях быть успешным. Раскованность, контактность, знание языков - это все дает какие-то плоды.

- В ТАКОМ СЛУЧАЕ МОЖНО СКАЗАТЬ, ЧТО ВЫ ГОТОВИТЕ УЧЕНЫХ И ДИПЛОМАТОВ, ТАК СКАЗАТЬ, "В ОДНОМ ФЛАКОНЕ"?

- А наука, по крайней мере физика, слава богу, не имеет границ и национальности. Поэтому объединение - один из характерных признаков ХХ1 века.

 
 

Олег Сердобольский

Фото Юрия Белинского

 
 
01.09.2017
 
 
КАК ЖОРЕС ИВАНОВИЧ НАПУТСТВОВАЛ ЛИЦЕЙСКИХ НОВОБРАНЦЕВ
 

   

В канун нового учебного года шестеро юношей из разных городов страны провели целый час в общении с академиком Жоресом Ивановичем Алферовым. Это была встреча иногородних новобранцев Физико-технической школы с ректором Академического университета, который всегда с большим удовольствием беседует с молодежью. По такому случаю в Зале Учёного совета был накрыт чайный стол..

 
 

Для начала Жорес Иванович представился как ректор университета, подчеркнув, что одним из важных подразделений этого научно-учебного центра является Физико-техническая школа. Из ее стен в течение трех десятилетий вышли сотни профессионалов, нашедших свое место на передних рубежах науки. Два года назад в десятые классы ФТШ впервые были приняты иногородние школьники, которые обратили на себя внимание своей активностью и успехами в учебе. Трое из первого выпуска таких ребят, приехавших в Петербург издалека, в нынешнем году приняты в Академическом университете, где проходной балл - один из самых высоких в целом по стране. Все есть у лицеистов для полноценной учебы, кроме настоящего общежития, которое существует пока что в проекте. Ну а до его открытия лицей может принять только шесть иногородних ребят.

Во время чаепития ректор стал персонально знакомиться с каждым из вновь принятых в Лицей. Все ребята - призеры всероссийских олимпиад, что дало им право без экзаменов пополнить ряды лицеистов.

Среди новичков - два юноши из Казани, и по одному - из Сочи, Березников Пермского края, Козьмодемьянска (Республика Марий Эл). Шестым в этой компании оказался Сергей Бобров - парень из Сертолово Ленинградской области, который учился в обычной общеобразовательной школе и настолько преуспел в изучении математики, что стал призером олимпиады. А вот его ровесник Александр Калиничев - выпускник казанской школы "Солнце", что является не просто солнечным называнием, но и аббревиатурой из полного наименования этого заведения - Специализированный ОЛимпиадно-Научный ЦЕнтр.

Знакомясь с ребятами, Жорес Иванович интересовался, что еще их привлекает, кроме предмета, в изучении которого они уже достигли первых успехов. Физика он спросил, как тот относится к биологии, математика - любит ли он литературу? Очень оживился, когда один из ребят назвал своим любимым поэтом Иосифа Бродского. Академику тоже нравится Бродский. Но он признался, что два самых любимых его поэта - это Лермонтов и Маяковский.

 
 

Жорес Иванович посоветовал лицеистам больше интересоваться гуманитарными предметами - и литературой, и историей. По его мнению, в большинстве школ историю нередко переписывают в зависимости от конъюнктуры, "а вот у нас в Лицее историю не перевирают", - заверил ректор.

Потом зашел разговор о науке.

- Кого из физиков нашей страны вы бы поставили на первое место и за что? - спросил академик.

Кто-то назвал Иоффе, что очень понравилось Алферову, поскольку именно этот ученый в ХХ веке первым в стране понял значение физики для развития промышленности, новых технологий и был создателем в 1918 году первого отечественного физического института - ФизТеха, который носит сейчас его имя. Кто-то назвал Циолковского - и с такой кандидатурой при всем уважении к заслугам Константина Эдуардовича Алферов не мог согласиться, потому что не считает этого ученого физиком ("я не знаю открытий, которые сделал Циолковский"). Конечно, возникали в разговоре и другие великие имена - Эйнштейн, Курчатов, Ландау, Сахаров, Гинзбург... И каждый из них в комментариях Нобелевского лауреата возникал как яркая творческая личность. Наблюдая за тем, как общается Жорес Иванович с юными лицеистами, ощущалось, что они для него - не просто школьники, но и в какой-то степени - младшие коллеги, которые начинают так же, как и он после Великой Отечественной войны начинал свое восхождение к вершинам науки.

 
 

...Как пролетел этот час, никто и не заметил. Жореса Ивановича ждали другие неотложные дела и встречи.

- Я рад, что с вами познакомился, - сказал он под конец встречи. - Желаю вам больших успехов и думаю, что мы с вами будем встречаться много лет. - Сделал паузу и добавил. - Это я себе желаю долголетия, а в вас я уверен, что вы здесь - надолго.

 
 

Олег Сердобольский

Фото Юрия Белинского

 
 
21.08.2017
 
 
Встреча администрации университета с представителями

ПАО "Газпром-нефть".

 

 

На прошлой неделе состоялась встреча администрации университета с представителями руководства ПАО "Газпром-нефть". В процессе беседы была достигнута договоренность о разработке дорожной карты дальнейшего сотрудничества в сфере научных исследований в области нанобиотехнологий и возобновляемых источников энергии.

 
 
 
01.08.2017

Лицеист Станислав Крымский завоевал на Международной олимпиаде по физике в Индонезии золотую медаль. Она стала первой наградой учащегося из  Санкт-Петербурга на подобном конкурсе за последние девять лет. Вся же команда из России отличилась своим лучшим выступлением за последние годы и привезла пять золотых медалей.


  Станислав затруднился ответить на вопрос о количестве наград, завоёванных им на поединках за последние годы, на международных эта, пожалуй пятая, а остальные даже не считал.  Сама же олимпиада, которая проходила в городе Джокьякарта, расположенном в 400 с лишним километрах от столицы государства - Джакарты, была организована не лучшим образом. Многочисленные накладки, перенос времени. Всё это, разумеется, не способствовало нормальной атмосфере, а, наоборот, создавало нервозность. Но владение собой и блестящее решение заданий принесло юноше победу.


  Станиславу Крымскому повезло, что попал в Лицей «Физико-техническая школа». Ведь очутиться среди единомышленников и прекрасных педагогов - это один из залогов успешного будущего. Он благодарен своим учителям по лицею, а особенно преподавателю физики Андрею Михайловичу Минарскому. Уйти в науку Стас решил ещё с детства. Ведь его родители закончили ФТШ. И в будущем сегодняшнему лауреату предстоит решать очень серьёзные задачи в одной из областей науки. Но это ещё впереди, а после окончания Лицея желал бы поступить в Академический университет, где продолжит брать высоты уже на более высокой ступени.
  - С физикой я на «ты», - не столь уж высокопарно, как может показаться на первый взгляд. Ведь, как говорят педагоги, имя этого лицеиста надо запомнить. А это уже немало.

Автор материала Юрий Белинский.