Центр нанотехнологий
Центр высшего образования
Центр общего образования

RSS-материалНовости Академичecкого университета

20.07.2018
 
 
КАК ИЗ СТАСА КРЫМСКОГО НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ ДЖЕЙМСА БОНДА
 
ВЫПУСКНИК ЛИЦЕЯ ВПЕРВЫЕ В ИСТОРИИ ЗАВОЕВАЛ ЗОЛОТЫЕ МЕДАЛИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОЛИМПИАД ПО ФИЗИКЕ И МАТЕМАТИКЕ

Международной математической олимпиаде (International Mathematical Olympiad – IMO), которая прошла в румынском городе Клуж Напока при участии команд из более чем 100 стран мира. В общей сложности российская команда завоевала пять золотых и одну серебряную медаль, заняв второе место в командном зачете среди всех стран-участниц.

В шестерку триумфаторов этой сложнейшей математической баталии вошел выпускник Физико-технической школы Станислав Крымский, чья победа по-особому замечательна. Впервые за всю историю Советского Союза и России школьник стал обладателем золотых медалей двух международных олимпиад. К "золоту" по физике, завоеванному ровно год назад в Индонезии, он добавил ныне медаль такого же достоинства на олимпиаде по математике.

С этим успехом мы поздравили Станислава, повстречавшись с ним в стенах Лицея, который он окончил нынешним летом с золотой медалью. На эту встречу юноша пришел со своей мамой - Натальей Михайловной. Без ее комментариев это интервью оказалось бы очень коротким, потому что сам Станислав в этом жанре оказался не очень многословным.

В дни работы семинара мы взяли интервью у его организаторов и участников, которые поделились впечатлениями о петербургской встрече.

 

- СТАНИСЛАВ, ЗА ЧЕТЫРЕ ГОДА УЧЕБЫ ВЫ ПОКАЗАЛИ СЕБЯ НАСТОЯЩИМ ОЛИМПИЙСКИМ ЧЕМПИОНОМ. КАКИЕ КАЧЕСТВА ТРЕБУЮТСЯ, ЧТОБЫ ДОСТИЧЬ ТАКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ?

- Чтобы хорошо учиться и участвовать в олимпиадах, нужны не только особые способности, но и усердная работа.

- И РЕЖИМ ТРЕБУЕТСЯ ОСОБЫЙ?

- Да, чуть ли не ежедневные тренировки.

- НАСКОЛЬКО МНЕ ИЗВЕСТНО, У ВАС БЫЛИ ХОРОШИЕ СЕМЕЙНЫЕ ТЫЛЫ ДЛЯ ТАКИХ ОЛИМПИАД?

- Разумеется, без поддержки своей семьи я бы ничего не добился. Комментарий мамы. Мы с мужем тоже выпускники ФТШ. И когда мы были детьми, наши одноклассники принимали участие в отборах на международные олимпиады. Мы это видели, знали. Поэтому когда пришло время сына готовить, мы понимали, как нужно все организовать. Это непрерывный труд, это дисциплина, это умение отбрасывать какие-то развлечения и выстраивать иерархию - что важно, что нет, что в первую очередь нужно сделать. Когда Стас готовился к олимпиаде по физике, главной задачей было даже не пройти, а выучить физику на самом высоком уровне, который есть в стране. В отношении математики была уже другая идея - проверка своих возможностей. Олимпиады по физике и по математике - очень разные. Если по физике, по химии, по биологии можно предмет выучить и здесь результат во многом зависит от времени подготовки, то в математике подготовиться к олимпиаде невозможно. Тут очень велика творческая составляющая. Должен наступить момент какого-то озарения при столкновении со сложными вещами. Нужно быть в форме, когда мозг готов найти решение. И за последний год самым трудным, наверное, было подвести Стаса к такому состоянию, когда он готов творить.

- И КАК, СТАНИСЛАВ, ПРОЯВИЛАСЬ НА ОЛИМПИАДЕ ЭТА ТВОРЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ? 

- Она проявилась в многовариантности: разными путями - к одной цели. Одна из задач предполагала четыре варианта решения. А мы придумали еще два, совершенно оригинальных. Кстати, одно из таких решений помогло мне набрать важные баллы и получить золотую медаль. Прошу Стаса назвать своих товарищей по команде. Первым он представляет своего земляка - Владимира Петрова, ученика 10 класса Президентского физико-математического лицея № 239. Из москвичей в команду вошли Артур Герасименко и Егор Рябов. Из Челябинска в сборную влился Марат Абдрахманов, а из Кирова - Сергей Лучинин. Ему не хватило всего одного балла до золотой медали.

- И КАК ВЫГЛЯДЕЛ ОФИЦИАЛЬНЫЙ КОМАНДНЫЙ СЧЕТ ПО МЕДАЛЯМ?

- У нас в этом году столько же медалей, сколько у США - пять золотых и одна серебряная. У Китая с Украиной - четыре золотых и две серебряных. По неофициальным данным мы выступили, как США, разделив с ними первое место. Но по баллам мы чуть-чуть американцам уступили и поэтому заняли второе место.

Комментарий мамы. Зато мы обогнали Китай. Перед тем, как ребята собрались на олимпиаду, я разговаривала с ними и была такая просьба: постарайтесь противостоять Китаю, который много лет подряд присылает очень сильные команды. И мальчики воспринимали китайцев как своих главных соперников. А о Штатах никто не думал, что нужно с ними конкурировать... Мы всегда боимся, что ребята не смогут собраться, что что-то пойдет не так. Ребята в этом году очень волновались, понимая, какая ответственность лежит на них. По их результату чиновники делают вывод о состоянии математического образования в стране.

- А ПОЧЕМУ, СТАС, БЫЛО СТОЛЬКО ВОЛНЕНИЙ?

- Потому что на трех предыдущих был провал: в 2015-м - провалились до восьмого места, в 2016-м - до седьмого, а в прошлом году - до одиннадцатого. И ходили слухи, что если сборная и на этот раз провалится, то Россия может даже перестать готовить команду к международной олимпиаде по математике. Это привело бы к тому, что школьники лишились бы мотивации после всероссийской олимпиады, что могло бы ускорить деградацию образования, о которой сейчас почти все говорят. Но в этом году была изменена система подготовки и формирования команды, что раньше делалось по голосованию. Комментарий мамы. В этом году была рейтинговая система, и окончательное решение - кто поедет - принималось после майских сборов, сразу после всероссийской олимпиады. То есть, идея была - чтобы отобрать ребят, которые в самой лучшей форме дошли до конца, а не тех, которые хорошо выступили в декабре или в феврале. До последних майских сборов мы не знали, пройдет Станислав или нет. Шансов было очень мало, потому что в начале года у него не получалось. Более того, даже сами тренеры говорили, что не ждут от Стаса хорошего результата, потому что знают, что он может повести себя непредсказуемо. За каждую задачу дается 7 баллов. Так вот, появилось даже шутка, что Стас - это Джеймс Бонд, он может получить результат 007 за три задачи в первый день. Сыграть в Джеймса Бонда и не решить задачу. Но, к счастью, он набрал хорошую форму, помня о том, что нужно бороться до конца. Этому качеству мы обучали сына, начиная с пятого класса. Если у тебя трудная задача и она может не получаться час, два, все равно ее нельзя бросать. Нужно пытаться до бесконечного количества попыток дойти, но ее решить. Наблюдая за тем, как Стас решает, мы часто помогали ему, не вникая вообще в детали этих задач, потому что это нам недоступно. Но мы видели, что если какая-то идея не срабатывает, очень важно помочь человеку отвлечься от нее, чтобы потом можно было посмотреть с другой стороны, то есть, пойти через другой ассоциативный ряд, через другие образы. И это может быть продуктивно.

- КАКОЕ У ВАС, СТАНИСЛАВ, ОЩУЩЕНИЕ ОТ ГОДОВ УЧЕБЫ В ЛИЦЕЕ? ИНТЕРЕСНО ПРОШЛИ ЭТИ ГОДЫ? 

- Да, интересно, особенно с учетом того, что мне приходилось очень часто отсутствовать на уроках, а потом догонять после очередных сборов.

Комментарий мамы. Поначалу, когда Стас пришел сюда учиться, преподаватели ФТШ еще не знали что делать, если ученик так долго отсутствует. И вообще нужно ли ему здесь учиться? И была большая работа проведена, в том числе и опыт Президентского лицея нужно было перенимать, и мы фактически внедрили в ФТШ новый взгляд на вещи, что нужно создавать условия, чтобы было комфортно догнать и ликвидировать все долги. Когда пропускаешь три недели, очень большой материал за короткий срок трудно осваивать. И в школе как раз занимались тем, что помогали, как грамотные менеджеры, устраивать этот учебный процесс самым комфортным способом... Школа все эти годы была для Стаса домом - тут настолько все было сделано мягко, аккуратно и разумно, что ощущение границы, что здесь что-то происходит необыкновенное, пока у Стаса в голове не выстроилось. Но мы-то знаем, потому что мы родители и здесь учились. Вот стоит на полке учебник математики. Я вижу там фамилию моего преподавателя. Традиция идет тридцать лет, и всегда упор был именно на семейные отношения: создать в школе атмосферу такую же, какая бывает в хороших семьях. Директор Лицея Михаил Георгиевич Иванов очень много над этим работает. Это его идеология. И поэтому Стасу очень было здесь хорошо.

- ЗА ЧТО ВЫ БЛАГОДАРНЫ ЛИЦЕЮ, ГДЕ ПРОИЗОШЛО СТОЛЬКО ВАЖНЫХ СОБЫТИЙ В ВАШЕЙ ЖИЗНИ?

- За великолепную организацию учебного процесса... За то, что меня сюда приняли.

- А КОМУ ИЗ УЧИТЕЛЕЙ ВЫ БЛАГОДАРНЫ ЗА НАУКУ?

- Мой главный педагог-наставник - это Сергей Евгеньевич Рукшин с его кружком. А в Лицее - Татьяна Анатольевна Логунова готовила нас к высшей школе, она вела алгебру. Константин Михайлович Столбов преподавал геометрию. Когда маленький был - Алексей Геннадьевич Заремба и Юрий Михайлович Эдлин со мной занимались. По физике надо сказать спасибо Андрею Михайловичу Минарскому. Он лично со мной занимался все годы. Все внесли свой вклад, и всем спасибо.

- ЕСТЬ ЛИ У ВАС, СТАНИСЛАВ, В МИРЕ НАУКИ ИМЕНА, КОТОРЫЕ МОГЛИ БЫ СТАТЬ ДЛЯ ВАС ПРИМЕРОМ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ?

- Альберт Эйнштейн... Он показал в своей общей теории относительности всю важность математики в физике. Он выдвинул революционную мысль о том, что гравитация - это искривление пространства-времени. Стивен Хокинг... Он показал, что черные дыры должны испускать излучение, названное в его честь, что само по себе является весьма неожиданным выводом.

- А ИЗ РОССИЙСКИХ УЧЕНЫХ?

- Не знаю..

- ГДЕ СОБИРАЕТЕСЬ ПРОДОЛЖИТЬ ОБРАЗОВАНИЕ?

- Поступать буду в СПбГУ, в исследовательскую лабораторию имени Чебышева, где учат всему, что связано с математикой. Там, кстати, будут учиться и ребята, с которыми я выступал на математической олимпиаде: Марат из Челябинска и Сергей из Кирова.

- КАКИМ ВАМ ВИДИТСЯ ВАШЕ БУДУЩЕЕ? СВЯЗЫВАЕТЕ ЛИ ВЫ ПРИЛОЖЕНИЕ СВОЕГО ТАЛАНТА С РОССИЕЙ ИЛИ ВИДИТЕ КАКОЙ-ТО ДРУГОЙ ПУТЬ?

- Я связываю приложение таланта именно с Россией, а не с другими странами. Если образование и наука не развалятся окончательно, то связываю. Иначе, что поделаешь, придется либо оставить науку, либо переезжать за границу.

- МЫ ВСТРЕТИЛИСЬ В РАЗГАР ЛЕТА. КАК СОБИРАЕТЕСЬ ОТДЫХАТЬ?

- Уеду на юг. Думаю, что буду отдыхать и слушать видеолекции. И это весьма полезно для дистанционного обучения. Но для этого нужно действительно уметь учиться, в чем, похоже, состоит главная задача школы.

 

 

Беседовал Олег Сердобольский

Фото Юрия Белинского

 
 
27.11.2018
 
 
Логотип Академического Университета
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования и науки

 

объявляет конкурс на замещение следующих вакантных должностей:

Лаборатория нанобиотехнологий:

  • ведущий научный сотрудник – 0,75 шт. единица;
  • старший научный сотрудник1,25 шт. единица;
  • научный сотрудник2,0 шт. единица;
  •  младший научный сотрудник1,5 шт. единица.

Лаборатория возобновляемых источников энергии:

  • Младший  научный сотрудник – 1,5 шт. единица.

Лаборатория наноэлектроники:

  • главный научный сотрудник – 0,5 шт. единица;
  • научный сотрудник – 0,25 шт. единица;
  • младший научный сотрудник – 1,0  шт. единица.

Лаборатория нанофотоники:

  • ведущий научный сотрудник – 1,0 шт. единица;
  • старший научный сотрудник1,0 шт. единица;
  •  научный сотрудник1,0 шт. единица;
  • младший научный сотрудник – 1,5 шт. единицы;

Лаборатория биоинформатики и математической биологии:

  • Заведующий лабораторией – 0,5 шт. единицы;
  • научный сотрудник0,25 шт. единица;
  •  младший научный сотрудник0,25 шт. единица.

Лаборатория эпитаксиальных нанотехнологий:

  •  младший научный сотрудник  – 1,0 шт. единица.

 

Заявления (.docs) и дополнительные документы отправлять в группу учёного секретаря по адресу: 194021,Санкт-Петербург, ул. Хлопина д.8, корп.3, лит. А.

Тимиева Наталия Сергеевна. Тел.448-69-80 (5639).

Срок подачи заявлений - один месяц со дня публикации.

 

 
 
01.11.2018
 
 
ПТЕНЦЫ ГНЕЗДА ИОФФЕ-2

К знаменательной дате в истории отечественной и мировой науки - 100-летию основания Физико-технического института имени Абрама Федоровича Иоффе - имеет непосредственное отношение и коллектив Лицея "Физико-техническая школа". Такую уверенность высказал в беседе с нашим корреспондентом директор ФТШ Михаил Иванов, который готовится выступить на заседании ученого совета по случаю этого юбилея.

НЕ ПОЧИВАТЬ, НЕ СОХНУТЬ, НЕ БРОНЗОВЕТЬ

- МИХАИЛ ГЕОРГИЕВИЧ, КАК ВПИСЫВАЕТСЯ НАШ ЛИЦЕЙ В ЭТУ ЮБИЛЕЙНУЮ ИСТОРИЮ?

- У нас тут в одной из рекреаций есть стенд "Дети Физтеха", на котором от нашего юбиляра разбегаются стрелки, и в квадратики вписаны названия институтов и научных центров, которые так или иначе созданы по инициативе или при участии Физико-технического института. Их у него - угадайте сколько? 24 штуки! Отец - герой!!! И самый младший (из числа выживших) - лицей "Физико-техническая школа" РАН. Тогда, в 1987 году, он назывался Физико-техническая школа при ФТИ имени Иоффе.

 

- ДАВАЙТЕ ВСПОМНИМ, КАК ШКОЛА ВОЗНИКЛА.

- Это была в чистом виде инициативная работа. Практический момент состоял в том, что Физтех привык: сюда приходят самые лучшие, самые сильные, самые талантливые молодые люди со всего Ленинграда. Никаких рекламных акций для этого не требовалось. Как сказал один московский физик, "если работать в Питере, то надо стараться в Физтех попасть". Но в 70-е годы возникла проблема: в институт стали приходить ребята не того уровня. Ну а если на входе установки ты загрузишь не то сырье, то каким бы ни был технологический процесс, на выходе ничего хорошего не будет. Ситуация особенно обострилась после создания Алферовым своей базовой кафедры в ЛЭТИ. Поэтому естественная мысль - "спасение утопающих - дело рук самих утопающих" - не отвергалась, но не казалась реальной. И тогда мы задумали создать свою физтеховскую школу.

- КТО ЗАНЯЛСЯ "ШКОЛЬНЫМ ПРОЕКТОМ"?

- У самого истока этого дела стояли профессор Физтеха Игорь Меркулов и ваш покорный слуга, в тот момент его научный коллега по Физтеху. В процессе "родов" принимали активное участие академик Владимир Максимович Тучкевич, профессор Рубен Павлович Сейсян, заведующий институтским ВЦ Андрей Фурсенко... В какой-то момент этот проект стал кругом ближайших интересов Жореса Ивановича Алферова - и вот тогда ФТШ стала обретать реальные черты. Прийти с заявкой к властям - "мы хотим сделать школу" - такое, наверное, не часто бывало. Тем не менее мы пришли в городской Комитет образования. А поскольку к академикам в советское время, относились с очень большим пиететом, то было неудобно отказать. Считалось, что академик имеет право на некоторую экстравагантность, возможно безумную, в том числе может быть и в социальной области, разумеется, до определенного предела. И большие чиновники нам сказали: ладно, давайте, попробуйте поучить свои два класса... В чужой школе, ведь своего ничего не было, даже помещения... Но когда (уже через год) дело дошло до распределения школьников в Физтех на практику, думаю, впервые в истории советской школы, это потребовало какого-то времени, но проблем вообще не было. По телефонному справочнику Физтеха я обзвонил каких-то сотрудников, большей частью знакомых мне или знакомых моих знакомых, и в результате короткого разговора мы договаривались, что вот в эту лабораторию пойдет этот школьник, в другую - еще один 10-классник, а эта лаборатория готова взять двоих. Первоначально мы действовали через Ленгороно, а потом все-таки реализовали первоначальную идею - идею свободы от системы Министерства просвещения - ухода в систему Академии наук.

- ТАКИМ ОБРАЗОМ, ФИЗТЕХ СТАЛ ГОТОВИТЬ КАДРЫ ДЛЯ СЕБЯ?

- Да, был сделан очень важный шаг.

- И КАК ВЫГЛЯДИТ СТАТИСТИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЛИЦЕЙ - ФИЗТЕХ НА ПРОТЯЖЕНИИ ТРЕХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ?

- Как вы знаете, Лицей у нас маленький, одновременно здесь учится около 200 человек. Поэтому за все годы школу закончило порядка двух тысяч ребят. Из них примерно 100 человек - сотрудники Физтеха. Мне кажется, этим можно гордиться.

 

- СОТРУДНИКИ ФИЗТЕХА ПРЕПОДАВАЛИ В ЛИЦЕЕ?

- И продолжают преподавать. Мы определили так: половину штата преподавателей составят профессионалы - учителя, а половину - совместители - специалисты каждый в своей области. Вот работает человек на своем месте, а если у него есть желание не просто подработать, а еще немного получить удовольствие от преподавания, то давайте попробуем. Естественно, первый взор был обращен на Физтех. Там работает много замечательных людей. А со временем появилась вторая преподавательская составляющая - наши выпускники. Они составляют до трети от общего состава преподавателей. Это является на самом деле залогом того, что школа продолжается, она не почивает, не вырождается, не сохнет, не бронзовеет.

- ВО ВСЯКОМ СЛУЧАЕ ДАЖЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИДЕОЛОГИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ШКОЛЫ ОНА ПРИНЕСЛА ФИЗТЕХУ ОЧЕНЬ БОЛЬШУЮ ПОЛЬЗУ?

- Между прочим, да. Физтех - громадный научный комбинат, и во многих местах, я считаю, Лицей непосредственно "руку свою приложил".

- ОСОБЕННО НА КАКИХ НАПРАВЛЕНИЯХ?

- Вот есть такой сектор теории квантовых когерентных явлений в твердом теле. Все его знают как "сектор Ивченко" (Евгения Львовича). Сегодня нужно говорить "сектор Голуба" - Леня наш старый выпускник! Там абсолютное большинство сотрудников - наши выпускники. В этом секторе появился первый доктор физмат наук из числа выпускников. Первый член-корреспондент РАН Михаил Глазов - наш выпускник - тоже в этом секторе работает. Ну, еще несколько докторов наук и кандидатов. По плотности это некое уникальное явление в известном смысле. Но вообще во многих лабораториях, если посмотреть, можно встретить наших выпускников: много оптиков - твердотельщиков, много наших людей в теоротделе , много на "Токомаке", много среди тех, кто занимается разнообразной электроникой.

- ТАК ЧТО, ВЫХОДИТ, ВЫ - ЛИЦЕЙ - РЕАЛЬНОЕ ДИТЯ ФИЗТЕХА?

- Реальнее не бывает.

 

 

 

 

Олег Сердобольский

Фото Юрия Белинского

 
 
31.10.2018
 
 
ДЕТСКИЙ САД ПАПЫ ИОФФЕ ПРАЗДНУЕТ СВОЕ 100-ЛЕТИЕ
 

 

Международная научная конференция "Горизонты физики ХХI века и Иоффе-институт" открылась 29 октября в Физико-техническом институте имени Абрама Федоровича Иоффе. Представительное научное собрание посвящено 100-летию со дня основания этого всемирно известного научного центра.

В первый день работы конференции с докладом выступил старейший сотрудник ФТИ, лауреат Нобелевской премии, академик Жорес Алферов. Свое выступление он назвал "Детский сад папы Иоффе и его роль в развитии физики и технологии в нашей стране"

 

На вопрос нашего корреспондента о том, как возникло такое название, Жорес Иванович сказал:

 

- Абрам Федорович, создатель и основатель нашего института, сделал ставку на молодежь. Его основная заслуга - привлечение в институт молодых научных сил и развитие физики в нашей стране в целом. Вторая характерная черта Иоффе - она, я думаю, может редко встретиться сегодня - он никогда не стремился удержать талантливую молодежь в Физтехе. Он посылал молодых в другие, вновь создаваемые им же физические и научные центры в стране. - в Свердловск, в Томск, в Днепропетровск, в Харьков. И действительно было такое название - о воспитанниках Абрама Федоровича – «детский сад папы Иоффе».

 
 

Значительная часть доклада Жореса Алферова была посвящена огромному вкладу Абрама Иоффе в развитие и становление отечественной физической науки, о его организаторском даре и таланте воодушевлять своими планами и перспективами новое поколение, пришедшее в науку. Выступление ученого, прозвучавшее по-английски, было таким свободным и темпераментным, что казалось - он говорит на родном языке. Правда, в некоторых репликах он переходил на русский, что еще более оживляло его речь.

Вспомнил Жорес Иванович о великих физтеховцах советских времен, начиная с первого Нобелевского лауреата - химика Николая Николаевича Семенова. И сам академик Алферов сразу после студенческой скамьи сделал здесь впечатляющую карьеру, пройдя путь от младшего научного сотрудника до директора института. Он занимал этот пост с 1987-го по 2003 год, много сделав для утверждения международного авторитета института. Именно в этот период - в 2000 году - петербуржец стал лауреатом Нобелевской премии за труд "Полупроводниковые гетероструктуры".

- В Физтехе главным всегда было развитие науки и технологии в нашей стране. Я думаю, что роль ФТИ была связана прежде всего с подготовкой выдающихся научных кадров. Это был первый исследовательский институт в Советском Союзе. У нас в Физтехе появились научные кадры, которые по своей квалификации, по качеству научных работ соответствовали самым высоким научным стандартам того времени, - рассказал ученый. .

Сам Иоффе, по словам Алферова, интересовался физикой конденсированного состояния, физикой твердого тела, проблемами физики прочности и одним из первых в мире на рубеже 20-х - 30-х годов стал заниматься физикой полупроводников. Игорь Васильевич Курчатов, который появился в Физтехе в 1925-м году, занимался физикой конденсированного состояния, сегнетоэлектричеством. В начале 30-х годов Иоффе создал первую бригаду по исследованию в области ядерной физики, которая а в то время не имела никакого практического значения. Но это было чрезвычайно важно, поскольку именно в ядерной физике происходили серьезные изменения, связанные с рождением современной квантовой физики. Благодаря тому, что мы имели мощные подразделения и ученых, занимавшихся ядерной физикой, ведущие исследования были возглавлены и реализовались учеными из Физтеха для создания атомного оружия.

 
 

- На пороге войны, буквально за несколько лет, к нам обратилось руководство ВМФ с просьбой провести работы по размагничиванию кораблей, поскольку магнитные мины стали мощным оружием на флоте, от которого погибали корабли. В это время работавший в морском НИИ Борис Александрович Гаев перешел в ФТИ и вместе с Анатолием Петровичем Александровым они возглавили группу по созданию системы размагничивания кораблей. Перед самым началом войны этот метод Физтеха стал широко применяться на флоте и оказался очень надежным, - рассказал Жорес Алферов.

Эти и многие другие направления деятельности Физико-технического института осветил академик в своем докладе. Он вспомнил директоров Физтеха разных десятилетий, рассказал о вкладе института-юбиляра в научно-технический прогресс, в создание ядерного щита страны. Жорес Иванович пожелал физтеховцам и впредь быть на высоте поставленных задач, ведя исследования на главных направлениях, а также и самого главного - чтобы их научные достижения были востребованы отечественной промышленностью.

 
 

Коллеги встретили выступление патриарха науки горячими аплодисментами.

 

 

Олег Сердобольский

Фото Юрия Белинского

 
 
25.10.2018
Уважаемые коллеги и студенты!

 

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации официально поддержало проведение второго сезона всероссийской студенческой олимпиады «Я - профессионал» (далее - Олимпиада).

В этой связи Департамент координации деятельности организаций высшего образования Минобрнауки России (далее - Департамент) просит провести дополнительную работу по привлечению обучающихся для участия в Олимпиаде, которая является одним из флагманских проектов АНО «Россия - страна возможностей». Департамент также сообщает о необходимости разместить прилагаемый текст и анимацию в официальных сообществах университета, социальных сетях, студенческих сообществах, в том числе в сообществах Объединенного совета обучающихся и в срок до 6 ноября 2018 г. направить в пресс-службу Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по адресу: press@minobrnauki.gov.ru краткий отчет о результатах размещения соответствующих материалов.

Регистрация на Олимпиаду продлится до 22 ноября 2018 г. По техническим вопросам использования материалов просим обращаться к организаторам Олимпиады: Ольге Переверзевой, ( o.pereverzeva@gmail.com ) и Игорю Красикову ( iskrasikov@hse.ru ). Данное письмо сгенерированно автоматически. Ответ на него не требуется.



Есть знания, но ты ещё не понял, что с ними делать???? Инвестируй в своё будущее

 Регистрируйся до 22 ноября на студенческую олимпиаду «Я – профессионал» соревнуйся выигрывай денежные премии, стажировки в крупных компаниях и льготы при поступлении в магистратуры, аспирантуры и ординатуры ведущих вузов страны

 В новом сезоне – 54 профессиональных направления, выбирай, сколько осилишь и начинай готовиться

Кроме интеллектуальных соревнований, тебя ждет и насыщенная образовательная программа: подготовительные вебинары по каждому направлению и тренинги по soft skills.

 

Лови драгоценную ссылку на твой шанс открыть новые возможности https://clck.ru/EajRj

18.10.2018
 
 
ПТЕНЦЫ ГНЕЗДА ИОФФЕ
 

К знаменательной дате в истории отечественной и мировой науки - 100-летию основания Физико-технического института имени Абрама Федоровича Иоффе - имеет непосредственное отношение и коллектив Лицея "Физико-техническая школа". Такую уверенность высказал в беседе с нашим корреспондентом директор ФТШ Михаил Иванов.

- МИХАИЛ ГЕОРИЕВИЧ, НЕ МОГЛИ БЫ ВЫ.....

- Мог бы, но с одним условием. Опубликовать это не раньше 1 ноября этого года.

- ПОЧЕМУ ТАК?

- Я буду выступать на торжественном заседании Ученого совета ФТИ и не хотел бы выплескивать свои эмоции заранее. Вам ведь не интересны официальные речи, правда?

 
 

Поэтому сегодня мы лишь анонсируем публикацию нашего разговора с Михаилом Ивановым, которая появится на нашем сайте 1 ноября. Кстати - это будет ровно в День рождения Физико-технической школы. Ну а начинаем мы разговор на юбилейную тему с другой встречи. Наш первый собеседник - заслуженный учитель России, преподаватель физики ФТШ Андрей Минарский.

 
НАУЧНЫЕ КАДРЫ НАДО ГОТОВИТЬ

С ПЕЛЕНОК

 

-АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ, КАК ЛИЧНО ВЫ ОЩУЩАЕТЕ ПРИЧАСТНОСТЬ НАШЕГО ЛИЦЕЯ К ЮБИЛЕЮ ФИЗТЕХА?

- Столетие такой научной школы, как Физико-технический институт, означает, что есть какие-то отсылки к уже давней истории, но есть и ощущение, что каждый новый приходящий человек попадает не на новое место, а в контекст какой-то научной атмосферы и научных традиций. Когда-то Абрам Федорович Иоффе создал Физтех, чтобы работать, исследовать науку, но при этом одновременно - готовить научные кадры. В какой-то момент, как я понимаю, оказалось, что научные кадры надо готовить с пеленок. И все физико-математические школы и, в частности, наша ФТШ, - это те школы, где детей с самого начала немножко больше, чем обычно, готовят к изучению наук, дают им какие-то ощущения того, что такое наука, чтобы они развили в себе способность к такому взгляду на мир и к такому существованию. Физтех стал нуждаться в таких уже заранее сформированных кадрах. И получается, что эти кадры, в частности, готовятся в ФТШ.

- ВЫ ЧЕЛОВЕК ШИРОКИХ ИНТЕРЕСОВ В ФИЗИКЕ. КАКОВЫ ВАШИ ЛИЧНЫЕ СВЯЗИ С ФИЗТЕХОМ?

- Там работают мои друзья, вплоть до одноклассников по 239-й школе. То есть, у меня есть дружеские контакты, не связанные в ФТШ. Кроме того, там работает много выпускников Лицея, в том числе люди, с которыми, с одной стороны, мне просто приятно общаться, с другой стороны в некоторых ситуациях мы с интересом обсуждаем какие-то научные вопросы. С третьей стороны, я сам там работаю, иногда публикую какие-то статьи и в этом смысле явлюсь хоть и не самым активным, но тоже научным сотрудником института.

- С КАКИМИ ОТДЕЛАМИ ВЫ СОТРУДНИЧАЕТЕ?

- В основном - с лабораторией, который руководит Игорь Всеволодович Грехов. Я там с Павлом Родиным работаю. Это связано с приборами по сверхбыстрому переключению токов. Когда-то я там с Лешей Куценко делал работу, связанную с лазерами. Иногда взаимодействую с Сашей Анкудиновым. Занимался темой "Волны ударной ионизации в полупроводниковой плазме".

- ЕСТЬ ЛИ СРЕДИ ВАШИХ УЧЕНИКОВ РЕБЯТА, КОТОРЫХ ВЫ ВИДИТЕ БУДУЩИМИ СОТРУДНИКАМИ ФИЗТЕХА?

- Конечно, есть... И уже много было выпускников, которые оказались исключительно удачным приобретением Физтеха, очень хорошего уровня. Например, Сережа Тарасенко - сейчас он доктор наук, преподает, в том числе читает курс квантовой механики в Академическом университете. Миша Глазов - уже член-корреспондент РАН. Петя Штернин, Саша Поддубный - тоже доктор наук уже, недавно защитился. Боюсь, что если начну перечислять, просто многих забуду. Это те, кого я в той или иной степени или учил или как-то участвовал в их обучении. Вспомнил в основном теоретиков, поскольку сам больше к этому склонен. Но есть еще много ребят, с которыми я взаимодействую... Так что общая картина такова, что Физтех в довольно большой степени сейчас насыщен выпускниками ФТШ, которые изменили или повлияли на картину научной работы там. Даст бог, чтобы эти традиции продолжались, углублялись и насыщались новыми людьми, в том числе и через наш Лицей.

 
ФИЗТЕХ ЖДЕТ ЛИЦЕИСТОВ
 

 

Вторым нашим собеседником на юбилейной волне стал уже упомянутый Андреем Минарским ведущий научный сотрудник ФТИ, член-корреспондент РАН Михаил Глазов.

- МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ, НАШ ЛИЦЕЙ БЫЛ СОЗДАН КАК ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ФИЗТЕХА, КОТОРОЕ ГОТОВИТ КАКИЕ-ТО БОЛЕЕ ТОЧНО СОРИЕНТИРОВАННЫЕ РЕЗЕРВЫ ДЛЯ ЭТОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА. ВЫ КОГДА-ТО, НАВЕРНОЕ, И НЕ ПОДОЗРЕВАЛИ, ЧТО ВАША НАУЧНАЯ БИОГРАФИЯ ОКАЖЕТСЯ НАСТОЛЬКО ТОЧНО ВПИСАННОЙ В ЭТУ ИДЕЮ. ХОТЕЛОСЬ БЫ УСЛЫШАТЬ ВАШ КОММЕНТАРИЙ НА ЭТУ ТЕМУ.

- Надеюсь, что не я один оправдываю существование этой системы. Мне очень повезло в школьные годы, что я довольно случайно оказался в Лицее ФТШ. Мне позвонили после какой-то олимпиады и пригласили поучаствовать во вступительных испытаниях. Я совершенно не представлял, что смогу их пройти и поступить в школу. И даже когда я поступил в школу, то совершенно не понимал, хочу ли заниматься физикой. Меня интересовали и математика, и программирование. Но вот благодаря учителям нашей школы, в первую очередь благодаря Михаилу Георгиевичу Иванову и Валерию Адольфовичу Рыжику, у меня зародился интерес к точным наукам и, главным образом, к физике. В нашей школе есть такая хорошая традиция, что школьники старших классов идут на практику в исследовательские лаборатории института. И тут я тоже не стал исключением и по совету моих учителей пошел в экспериментальную лабораторию. И хотя я быстро понял, что экспериментальная физика - это точно не моё, все это было для меня очень полезно с точки зрения понимания того, как устроена физика и что физика - это экспериментальная наука. Кроме того такие изначально близкие контакты с экспериментаторами во многом определили то, что мне и сейчас интересно с ними работать, получать от них задачи, формулировать задачи на основе каких-то недавних экспериментов. И такая, пусть даже простая, пусть какая-то упрощенная философия научного мышления, - все это пришло из школы. Ну а потом, уже к 11-му классу мне стало примерно понятно, чем хочется заниматься дальше. Я поступил в Политех на физико-технический факультет, который возглавлял Алферов, на кафедру физики конденсированных сред. Ну и вот с тех пор стал двигаться в сторону занятий теоретической физикой. И опять же, мне кажется, во многом благодаря школе мне было с кем посоветоваться. Я видел примеры более старших моих коллег, выпускников ФТШ чуть более ранних лет, я понимал какой есть выбор среди групп теоретических - куда можно пойти. И опять же благодаря советам Михаила Георгиевича Иванова главным образом, я попал в очень удачное место.

- ПО КАКОЙ ТЕМЕ ВЫ ЗАЩИЩАЛИ ДОКТОРСКУЮ ДИССЕРТАЦИЮ?

- Она была посвящена спиновым кинетическим явлениям в наноструктурах и графене. Мы занимаемся теорией полупроводниковых низкоразмерных систем. Это какие-то объекты маленьких, нанометровых размеров, где очень ярко проявляются квантовые свойства - такой, можно сказать, триумф квантовой механики. Те концепции, которые были раньше хорошо исследованы в атомной физике, сейчас очень активно применяются и в полупроводниковых системах. Кроме того, появляются новые системы, которые обладают необычными свойствами и требуют пристального экспериментального и теоретического изучения.

- ЗНАЧИТ, ЕСТЬ БОЛЬШОЙ ЗАДЕЛ ЧЕМ МОЖНО ЕЩЕ ЗАНИМАТЬСЯ?

- Думаю, что да. Какие-то конкретные ближайшие планы научных исследований связаны опять же с экспериментами. Часть этих экспериментов ведется в нашем институте, часть в Петербургском университете, часть заметная - за рубежом. Здесь много открытых вопросов, которые требуют изучения. Я не говорю сейчас про практические применения, это, как мне кажется, далекая перспектива. Может, какие-то особенности систем, что мы изучаем, они хороши для будущих приборов. Может быть, удастся сделать транзистор, который быстрее переключает электрический сигнал или излучатель, который излучает свет с заданными параметрами с очень хорошо заданной частотой или интенсивностью. Но меня больше интересуют фундаментальные задачи и вопросы. Хочется разобраться - а как себя там электронные дырки ведут в конкретной системе.

- ВЫ ВЕДЕТЕ ЕЩЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ РАБОТУ?

- Я читаю два курса в Академическом университете. Один из них связан как раз с теми исследованиями, которые я веду, и называется "Спиновые явления в полупроводниках". Такой курс, посвященный довольно широкому кругу фундаментальных вопросов, я читаю студентам уже лет восемь или девять. А недавно я стал читать более общий курс - введение в теорию конденсированных сред. Но это для студентов, которые планируют дальше заниматься физикой твердого тела, физикой полупроводников, физикой наноструктур.

- ТАКИМ ОБРАЗОМ, ВЫ ГОТОВИТЕ, МОЖНО СКАЗАТЬ, НАУЧНЫЕ КАДРЫ ДЛЯ СВОЕЙ РАБОТЫ?

- В какой-то мере - да. Такие специалисты нужны нашему сектору квантовых когерентных явлений в твердом теле, который возглавляет Леонид Голуб, тоже, кстати, выпускник нашей школы. В нашем секторе работает очень много выпускников ФТШ, а несколько человек прошли весь этот путь: ФТШ - Академический университет и потом пришли к нам, может, соблазнившись лекциями моих коллег или моими, или просто почувствовав еще со школьной скамьи, что это интересно.

- ПЛАНИРУЕТЕ ВЫСТУПИТЬ НА ЮБИЛЕЙНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ?

- Меня пригласили сделать там доклад, посвященный спиновой тематике, он будет основан на наших свежих работах. Постараюсь показать, как эта тематика связана ну если не со всей столетней историей нашего института, то по крайней мере с историей последних 50-ти лет. По-моему, очень важно, что среди юбилейных мероприятий в институте запланированы не только официальные торжественные заседания, но и научная конференция, в которой частично участвуют с докладами и сотрудники института. Это показывает, что Физтех в целом жив, активен, и в каких-то направлениях в современной физике может быть не только конкурентен, но даже и способен формировать какие-то направления.

 

 
 

Олег Сердобольский

Фото Юрия Белинского

 
 
18.10.2018
 
 
Логотип Академического Университета
НАУЧНЫЙ СЕМИНАР ЦЕНТРА НАНОТЕХНОЛОГИЙ

Артем Баранов

Академический университет

 

Емкостная спектроскопия дефектов в монолитных солнечных элементах с активными слоями разбавленных нитридов, изопериодичных к GaAs и Si

(по материалам диссертации на соискание степени кандидата наук)

18 октября• четверг • 15:00 • Конференц-зал СЛК (к. 627)

Формат: 40 минут выступления и далее вопросы/ответы

Приглашаем Вас и Ваших коллег принять участие в семинаре

 

 
 
11.10.2018
Логотип Академического Университета

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования и науки

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

Согласно приказу № 314 от 5 октября 2018 г. «О назначении выборов заведующего кафедрой» Академический университет объявляет о проведении выборов заведующего кафедрой:

  • Нанобиотехнологий
  • Биоинформатики и математической биологии

Лицо, принимающее участие в выборах на должность заведующего кафедрой, подаёт необходимые документы в соответствии с «Положением о порядке выборов на должность заведующего кафедрой Академического университета» (далее «Положение»).

Действующий заведующий кафедрой или исполняющий обязанности заведующего кафедрой (без избрания на должность), помимо необходимых документов, представляет отчёт о деятельности кафедры с момента начала исполнения обязанностей (см. «Положение»)

Документы отправлять помощнику учёного секретаря по адресу:

194021, Санкт-Петербург, ул. Хлопина д.8, корп. 3, Лит. А.,

Тел. 448-69-80 (доб.56-39), каб. 708 (СЛК)

Срок подачи заявлений - до 10 ноября 2018 года.

Заявление

 

01.10.2018
Уважаемые коллеги!

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации официально поддержало проведение второго сезона всероссийской студенческой олимпиады «Я – профессионал» https://tass.ru/obschestvo/5606911. Просим использовать имеющиеся в вашем распоряжении информационные ресурсы для доведения информации об олимпиаде до сведения ваших студентов и привлечения их к участию. По ссылке https://yadi.sk/d/HpM0q-HC3ahZDF находится полный пресс-пакет олимпиады, включая развернутую справку, брендбук и руководство по использованию материалов. По второй ссылке https://yadi.sk/d/rqTml0Oi8koynQ можно скачать официальные промо-ролики олимпиады.

По техническим вопросам использования материалов просим обращаться к организаторам Ольге Переверзевой o.pereverzeva@gmail.com и Игорю Красикову iskrasikov@hse.ru. Также просим направить в пресс-службу Минобрнауки России press@minobrnauki.gov.ru краткий отчет по использованию материалов (задействованные ресурсы, количество публикаций, период) для подготовки доклада Министру.

Олимпиада – один из флагманских проектов АНО «Россия – страна возможностей», она не только представляет собой эффективный социальный лифт для студентов, но и является важным показателем социально-экономической активности регионов и качества высшего образования. Проект направлен на формирование прозрачных механизмов, которые позволят молодежи страны развить свои профессиональные компетенции и стать востребованными специалистами на рынке труда. Еще одна важная задача олимпиады – сокращение разрыва между вузовским образованием и требованиями российских компаний.

С наилучшими пожеланиями и надеждой на успешное сотрудничество,
Помощник Министра - пресс-секретарь Биткова Райфа Хусаиновна
bitkovarh@minobrnauki.gov.ru
Руководитель пресс-службы Жаворонков Павел Андреевич
zhavoronkovpa@minobrnauki.gov.ru

13.11.2018
ПОЛУПРОВОДНИКОВЫЕ ЛАЗЕРЫ: ФИЗИКА И ТЕХНОЛОГИЯ
 
13-16 ноября 2018 года состоится 6-й Российский симпозиум с международным участием "Полупроводниковые лазеры: Физика и технология", организуемые ФТИ им. Иоффе РАН и Санкт-Петербургским Академическим университетом. Подача тезисов до 1 октября. Статьи на основании сделанных докладов будут опубликованы (по желанию авторов) в журнале «Квантовая электроника». Больше информации на сайте http://www.ioffe.ru/lasers18/